Факты и решения для Бизнеса
18 июн 2019 | 06:45
Факты
30-09-2016
Индивидуальные предприниматели (ИП) обычно выделяются банками в отдельную категорию заёмщиков, кредитование которой связано с определёнными особенностями.
30-09-2016
Наличие большого количества действующих кредитов и постоянно изменяющиеся в сторону либерализации условия кредитования привели к росту популярности такого банковского продукта как рефинансирование кредитов.
30-09-2016
В настоящее время почти все банки, предоставляющие ипотечные кредиты, готовы финансировать приобретение загородных домов, таунхаусов и коттеджей.
Анонсы
23-11-2016

2 декабря Закон.ру проведет бесплатный вебинар о взыскании упущенной выгоды и особенностях ее расчета. Спикерами выступят специалисты "Экспертной группы VETA": юридический советник Ильяс Янбаев и управляющий партнер Илья Жарский.

События
15-08-2016
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Социальное предпринимательство в России». Участники круглого стола обсудили состояние и перспективы социального предпринимательства в России.
21-07-2016
Круглый стол «Упущенная выгода: теория и практика взыскания» состоялся в Нижнем Новгороде. Мероприятие, которое проходило в «Феста кафе», собрало более 30 практикующих юристов и вызвало живой отклик среди участников.
12-07-2016
Усиление мер господдержки и сотрудничества с институтами развития поможет банковскому сектору активизировать кредитование и способствовать наметившемуся росту промышленного производства

Как влияет социально-экономическая политика на демографическую ситуацию

Нижегородская область – область «естественной» убыли населения. Естественная убыль населения за январь - ноябрь текущего года составила 9 992 человек. Как влияет социально-экономическая политика на демографическую ситуацию в Нижегородской области, можно оценить по данным статистики рождаемости и смертности, данным о естественном приросте/убыли населения и месте, занимаемом Нижегородской областью по этим показателям в Приволжском федеральном округе (ПФО).

1. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного приросте/убыли населения на 1000 человек и месте, занимаемом Нижегородской областью по этим показателям в ПФО:
а) Коэффициент рождаемости на 1000 человек составляет 12,2. Это ниже, чем в РФ (13,2), и ниже, чем в среднем по ПФО (13,3). По данному показателю среди субъектов ПФО Нижегородская область занимает 10 место. Хуже показатели коэффициентов рождаемости в Республике Мордовия (9.7), Пензенской (10.6), Саратовской (11.5) и Ульяновской областях (11.9).
Наибольший коэффициент рождаемости зафиксирован в Республике Татарстан - 14.7, в Пермском крае (14.7)!!!

б) Коэффициент смертности на 1000 чел составляет 15.6. Это выше, чем в РФ (13.1), и выше, чем в среднем по ПФО (13.9). По данному показателю среди субъектов ПФО Нижегородская область занимает последнее 14 место.
Наименьший коэффициент смертности зафиксирован в Республике Татарстан (12.1).

в) Коэффициент естественного прироста/убыли населения на 1000 чел составляет минус 3.4 в то время, как в целом в РФ прирост (0.1). И это в ПЯТЬ раз выше, чем в среднем по ПФО (-0.6). По данному показателю среди субъектов ПФО Нижегородская область занимает 12 место.
Хуже показатели коэффициента естественного прироста/убыли населения в Республике Мордовия(-4.4) и Пензенской области(-4.3).
Зафиксирован прирост населения в следующих 7 регионах ПФО: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика (Чувашия), Пермский край, Оренбургская область. Наибольший прирост зафиксирован в Республике Татарстан (2.6).

2. Отдельно следует обратить особое внимание на показатель младенческая смертность. Число детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся составляет 7.1. Это выше, чем в РФ (6.5), и выше, чем в среднем по ПФО (6.2). По данному показателю среди субъектов ПФО Нижегородская область делит 11-12 место с Саратовской областью. Хуже показатель младенческой смертности зафиксирован в Республике Башкортостан (7.4), Республике Марий Эл (7.8 ).
Более чем у 50 субъектов РФ данный показатель лучше сложившегося в Нижегородской области.

3. Показатели рождаемости и смертности населения являются основными оценочными показателями качества жизни населения. Наряду с показателями экономического развития характеризуют социальную политику, проводимую в Нижегородской области.
Из приведенных выше данных следует, что у нижегородского правительства здесь твердый «неуд». Именно эти данные - экономический рост, качество жизни - должны стать основными оценочными факторами эффективности работы власти. У нас эти понятия сейчас подменяются другими, кажущимися для власти более важными критериями «процентами голосов за партию власти» и «упоминаниями в СМИ».

О заработной плате нижегородцев в октябре

К теме заработной платы и потребительского спроса придётся возвращаться постоянно. Инфляция, падение реальных доходов населения, падение потребительского спроса, снижение в секторе торговля и услуги.

Все это актуальные темы новой экономической реальности. Причина кроется в снижение реальных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-октябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшились на 10,7%.

1. Данные по заработной плате.
- Средняя номинальная начисленная заработная плата работающих в октябре 2015 года составила 26269,4 рубля и по сравнению с октябрем 2014 года выросла на 1,6%;
- Средняя номинальная начисленная заработная плата в январе-октябре по сравнению с соответствующим периодом 2014 года выросла на 3,5%;
- Темп роста Фонда начисленной заработной платы к октябрю 2014 года составил 98,7% (!!!), к январю-октябрю 2014 года – 100,9%.
- Реально начисленная ЗП в октябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшились на 12% (!!!).

2. Среднемесячная начисленная ЗП в Нижегородской области по видам экономической деятельности.
- Транспорт и связь - 32845,9 руб.;
- Обрабатывающие производства - 29071,5 руб.;
- Финансовая деятельность - 41392,3 руб.;
- Сельское хозяйство - 17006,6 руб.;
- Операции с недвижимым имуществом - 33837,5 руб.;
- Государственное управление - 32451,2 руб.;
- Образование - 23817,4 руб.;
- Оптовая и розничная торговля - 18625,5 руб.;
- Строительство - 16355,3 руб.;
- Здравоохранение и предоставление социальных услуг - 21330,3 руб.;
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 31862,1 руб.

3. О паритетах в экономике области, а именно отношение в процентах к областному уровню средней ЗП по видам экономической деятельности в октябре, в порядке убывания:
- Финансовая деятельность 157,6%;
- Операции с недвижимым имуществом 128,8%;
- Транспорт и связь 125,0%;
- Государственное управление 123,5%;
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 121,3%
- Обрабатывающие производства 110,7%;
- Образование 90,7%;
- Здравоохранение и предоставление социальных услуг 81,2% (!!!);
- Оптовая и розничная торговля 70,9%;
- Сельское хозяйство 64,7%.
- Строительство 62,3%.;

Какую отрасль экономики спасали в прошлом году? И что там с указами президента о средней ЗП заработной плате врачей и учителей?
Черные зарплаты были и до кризиса, сейчас их объем может увеличиться и они, безусловно, отрицательно скажутся на областной статистике ЗП. Упомянул их только с одной целью. Есть майский 2012 г. указ президента о ЗП врачей и учителей. Нижегородские чиновники толкуют его так «ЗП врачей и учителей не должна быть ниже, чем средняя ЗП по области», хотя там задачи поставлены более масштабные. То есть прекрасная отговорка: статистически средняя ЗП не растет, как это было в 2014 г., может и снижаться, соответственно ЗП бюджетникам повышать не надо. Таким образом, свои дефекты созданной ими институциональной среды чиновники с легкостью перекладывают на врачей и учителей.
Почему ЗП в государственном управлении в 1,52 раза выше, чем в здравоохранении и предоставлении социальных услуг?
Чиновникам при определении ЗП врачей и учителей пора еще раз перечитать указ президента, учесть всю «кривизну» статистических данных и оторваться от заветного дна «не должна быть ниже, чем средняя ЗП по области». И начать сокращать разницу между отношением к областному уровню средней заработной платы в государственном управлении и в образование с здравоохранением.

4. Просроченная задолженность по заработной плате.
Суммарная задолженность по заработной плате работающих на предприятиях и в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по обследуемым видам деятельности по состоянию на 1 декабря2015 года составила 112731 тыс. руб.
Общее число предприятий и организаций, имеющих задолженность по заработной плате, составило 6 единиц.
Нижегородскую область входит в группу лидеров среди регионов имеющих наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате в РФ.
Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате приходится на:
Приморский край (275,3 млн.рублей, или 7,2%),
Новосибирскую область (257,5 млн.рублей, или 6,7%),
Мурманскую область (255,9 млн.рублей, или 6,7%),
Иркутскую область (184,5 млн.рублей, или 4,8%),
г.Санкт-Петербург (184,4 млн.рублей, или 4,8%),
г.Москву (135,9 млн.рублей, или 3,6%),
Нижегородскую область (112,7 млн.рублей, или 3,0%).

Материал составлен с использованием данных Росстата.

Государственный долг Нижегородской области, или Закон привычных сумм Паркинсона

Нижегородская область ежегодно с 2009 года наращивала государственный долг, это было необходимо для покрытия планируемого дефицита бюджета.

Долг Нижегородской области на 1 января составлял 66,1 млрд рублей. При плановом дефиците в размере 19,7 млрд рублей, если его покрывать за счет заимствования, то к концу года госдолг области составит приблизительно 85 млрд. При этом затраты на обслуживание долга в годовом назначении составят 7,2 млрд рублей.

Читая обсуждение бюджета в СМИ на 2016 год, обратил внимание на то, как хорошо работает Закон привычных сумм, сформулированный Сирилом Норткотом Паркинсоном: "Время, потраченное на обсуждение пункта, обратно пропорционально рассматриваемой сумме. Обоснование закона — «в высокой финансовой политике разбирается два типа людей: те, у кого очень много денег, и те, у кого нет ничего. Миллионер прекрасно знает, что такое миллион. Для прикладного математика или профессора-экономиста миллион так же реален, как тысяча, ибо у них не было ни того, ни другого. Однако мир кишит людьми промежуточными, которые не разбираются в миллионах, но к тысячам привыкли. Из них и состоят в основном финансовые комиссии». Финансовый комитет будет до хрипоты спорить о том, как потратить 100 фунтов, и легко согласится с выделением суммы в несколько миллионов.(с)"

Можно долго перечислять, сколько десятков детских садов и школ можно было построить или реконструировать, сколько сотен километров можно было проложить дорог и т.д. Но есть более, на мой взгляд, простой способ. В качестве популяризации больших сумм, можно привести следующие примеры.

Если затраты на обслуживание государственного долга привести к другим временным параметрам, то получиться, что в этом году нижегородцы израсходуют на эти цели:
- 596 357 500 руб. в месяц
- 19 606 273 руб. в день
- 816 928 руб. в час
- 13 615 руб. в минуту
- 226 руб. 92 коп. в секунду

Последняя сумма вполне понятная и ассоциируется с 0,5 «беленькой», а если повезет, то и на плавленый сырок «Дружба» останется.
Вот эту сумму можно обсуждать.
Если перевести 0,5 литра по минимальной цене (185 рублей) в розничной торговле, то мы получим следующие данные:
- затраты на обслуживание долга общей сложности составят 38 682 648 бутылок;
- при численности населения области на 1 января 2015 года – 3 270 203 человек, на одного жителя области придется 11,82 бутылок;
- если бутылки выложить в линию, то ее длина составит 10 830 км. Это в два раза больше, чем расстояния от Нижнего Новгорода до Пекина. Можно выложить линию в два ряда;
- в общей сложности это 19 342 куб.м водки. Этого хватит, чтобы заполнить 14 стандартных олимпийских бассейнов;
- на средства, поступившие в бюджет от акцизов, можно увеличить в разы финансирование той же культуры.

Не знаю как нашим руководителям, а мне так, этих денег очень жалко.

В следующем году затраты и на обслуживание долга вырастут.

Во-первых, увеличиться сам долг, к концу 2016 г. можно прогнозировать порядка 95 млрд рублей.

Во вторых, за счет увеличения суммы платежей по новым процентным ставкам при заключении текущих кредитных договоров рефинансирования долга.

По размеру собственных доходов бюджеты региона за 2014, 2015, 2016 гг. не сильно отличаются. Не растут в области доходы бюджета. Недостаточно их для индексации расходов. Впрочем, очень низкими темпами они росли и в предыдущие годы, начиная с 2009 г. В этом собственно и проблема. Низкие темпы экономического развития области.

Главное отличие бюджета на 2016 г. от 2015 г. - это уменьшение объема заимствования и планируемое сокращение дотаций. Как следствие, отсутствие индексации социальных расходов и их сокращение.

Есть менее закредитованные регионы, у них больше возможностей для проектов по стимулированию экономики своей территории. И они в конечном итоге окажутся в гораздо лучшем положении.

У правительства области есть только один выход по снижению затрат на обслуживание долга - это провести в Минфине РФ решение о замене коммерческих кредитов на бюджетные по льготной ставке, предлагать различные программы по реструктуризации и рефинансированию госдолга с участием ЦБ. О необходимости программы выкупа ЦБ долговых обязательств регионов писал год назад. Это не сложно сделать. Было бы желание.

Никогда инвестор не придет в политически нестабильную область

Существует дискуссионный вопрос. Есть ли в Нижегородской области политический кризис. Да, есть. И у этого политического кризиса есть вполне видимые, поддающиеся замеру экономические последствия для региона. Данные нам в конкретных исчисляемых статистических показателях инвестиционной активности в области.

Никогда инвестор не придет в политически нестабильную область, где не понятны правила игры. К годами существующему структурному управленческому (институциональному) кризису прибавился еще и политический. Как результат.

Объем инвестиций в основной капитал в Нижегородской области в январе-сентябре 2015 года составил 65,2% к аналогичному периоду предыдущего года. Это один из худших результатов среди всех регионов РФ. Проще говоря, третий с конца.

Показатель инвестиций в основные средства - это важнейший фактор, определяющий экономическое будущее области. От него зависят: появление новых рабочих мест, доходы населения, рост валового регионального продукта и, конечно, будущие налоги в консолидированный бюджет области. Поставив под удар сегодняшние инвестиции, в регионе фактически подставили под удар будущее экономическое развитие области.

Участники информационного процесса, так называемого «политического кризиса», вы хоть понимаете, что творите? Детей за такое поведение в угол ставят.

Магия цифр Нижегородского бюджета, или "Отскок дохлой кошки"

В последнее время руководство области принялось поражать воображение добрых нижегородцев сообщениями о том, как какой-нибудь финансовый показатель бюджета области увеличился за 10 лет в пять раз. В 5 РАЗ! При этом почему-то напрочь забывается об инфляции.

За период с начала 2004 до конца 2014 потребительские цены выросли на 170,91%. Это значит:
- те же самые товары, которые стоили 100 рублей в начале 2004 года, стоят 270.91 рублей в конце 2014.
- а то, что стоит 100 рублей в конце 2014 года, десять лет назад стоило 36.91 рублей.

Таким образом, в реальном исчисление (без учета инфляции) финансовые показатели бюджета области выросли менее чем в 2 раза.

Тем не менее, как говорится, дурной пример заразительный. Стало интересно определить, как выросли доходы бюджетов регионов за последние годы. Для этого сначала нужно принять точку отсчета. Для сравнительного анализа основных показателей выбраны регионы Приволжского федерального округа (ПФО). В ПФО включено всего 14 регионов. Пермский край по причине реорганизации отсутствует. Занимаемые места в ПФО по экономическим показателям определяются по мере ухудшения зафиксированных данных регионов.

Наибольший рост доходов консолидированного бюджета за период с 2008 г. по 2014 г. включительно наблюдается в Республике Марий Эл (63%) и Республике Мордовия (60%), наименьший - у Ульяновской области (28%) и Чувашской Республики (30%). Нижегородская область по росту данного показателя занимает 9 место в своей группе.

За период с начала 2009 до конца 2014 потребительские цены выросли на 58,25%. Таким образом, рост доходов сопоставим с инфляцией только у трех регионов, а именно – у Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан. Но и это еще не все. Доходы консолидированных бюджетов регионов складываться как из собственных доходов (налоговых и неналоговых, а именно: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество и т. д.), так и из безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Рассмотрим, как выросли собственные доходы на примере Нижегородской области.
Доходы консолидированного бюджета за 2008 г. - 106 921,3 млн рублей, в т.ч.: 88 054 млн - налоговые и неналоговые доходы, 18 867,4 млн - безвозмездные поступления.
Доходы консолидированного бюджета за 2014 г. - 149 325,32 млн. рублей, в т.ч.: 123 955,27 млн - - налоговые и неналоговые доходы, 25 370,05 млн - безвозмездные поступления.

Таким образом, собственные доходы консолидированного бюджета Нижегородской области за период с 2008 г. по 2014 г. выросли только на 41% при инфляции 58,25%. Отсюда и накапливание госдолга областью с 2009 года. Не получается развивать, займем. Пусть расплачиваются те, кто сможет.

Наибольший рост ВРП (валовый региональный продукт) наблюдается в Республике Марий Эл (89%) и Пензенской области(83%), наименьший - у Чувашской Республики(44%) и Кировской с Самарской областями (48%). Нижегородская область (57%) по росту данного показателя занимает 10 место в этой группе.

Наибольший рост индекса физического объема ВРП наблюдается в Республике Марий Эл (132%) и Республике Башкортостан (130%), наименьший рост данного показателя у Чувашской Республики (99%) и Кировской (106%) с Самарской областями (105%). Нижегородская область (109%) по росту данного показателя занимает 10 место в этой группе.

Данные индекса физического объема ВРП (в постоянных ценах) в процентах к предыдущему году за период с 2008 г. по 2013 г. в Нижегородской области: 2008 г. – 102.2%, 2009 г. – 88.2%, 2010 г. – 107.5%, 2011 г. – 106.9%, 2012 г. – 103.8%, 2013 г. – 102%. Приведенные данные с резким падением в 2009 г., попыткой восстановления в 2010 г. и постепенным снижением в последующие годы напоминает «отскок дохлой кошки». Не случайно, видя это снижение уже в 2012 г., заговорили о системном кризисе и необходимости реформ.

О социально-экономическом упадке Нижегородской области. Часть 2

Вышел доклад Росстата о "Социально-экономическое положение России" за январь-август 2015 г. Доклад содержит комплексную оперативную информацию о социально-экономическом положении субъектов РФ с начала года. В прошлый раз мы рассмотрели ситуацию в промышленном производстве и в розничной торговле.

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Реальные денежные доходы населения за январь-июль 2015 года в целом по России составили 96,1% к уровню соответствующего периода 2014 года. По Нижегородской области данный показатель составил 95,3%. Это ниже чем в среднем по РФ и по ПФО.

Рост реальных денежных доходов зафиксирован в двух регионах ПФО, наибольший – в Пермском крае (на 7,5%). В 12 регионах ПФО реальные денежные доходы населения сократились. По данному показателю Нижегородская область занимает 9 место.

СТОИМОСТЬ УСЛОВНОГО (МИНИМАЛЬНОГО) НАБОРА ПРОДУКТОВ в августе:
- в РФ - 3583,9 рублей.
- в ПФО - 3280,4 рублей, или 92% к среднероссийской стоимости. Изменение стоимости набора к декабрю 2014г. - 107,1%;
- в Нижегородской области - 3297,6 рублей (выше, чем в ПФО), или 92% к среднероссийской стоимости.

Из 14 регионов Приволжского федерального округа Нижегородская область по стоимости минимального набора продуктов питания занимает 9 место. Наибольшая стоимость зафиксирована в Самарской области (3625,2 руб.) и Пермском крае (3515,6 руб.) наименьшая в Саратовской области (2954,6 руб.).

В состав условного минимального продуктового набора включили 11 категорий продуктов. Это хлебные продукты и макаронные изделия (плюс крупы и бобовые), картофель, овощи (включая бахчевые), фрукты, мясопродукты, рыба, молочные продукты, куриные яйца, масло (сливочное, растительное, маргарин, жиры) и прочие продукты (соль, специи и чай).
ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН в августе к декабрю 2014г.
Российская Федерация: на товары и услуги - 109,8%, в т.ч. на продовольственные товары - 109,8%, на непродовольственные товары – 110%, на услуги – 109,4%.

Нижегородская область: на товары и услуги - 110,3% (выше, чем в среднем в РФ и ПФО), в т.ч. продовольственные товары - 108,6%, на непродовольственные товары - 111,6% (выше, чем в среднем РФ и ПФО), на услуги - 110,6% (выше, чем в среднем в РФ и ПФО).

Из 14 регионов Приволжского федерального округа по росту индекса потребительских цен на товары и услуги Нижегородская область (110,3%) занимает 13 место в ПФО. Хуже дела обстоят только в Ульяновской области(111,2). Наименьший рост данного показателя зафиксирован в Кировской области (108,3).

О социально-экономическом упадке Нижегородской области

Вышел доклад Росстата о "Социально-экономическое положение России" за январь-август 2015 г. Доклад содержит комплексную оперативную информацию о социально-экономическом положении субъектов РФ с начала года.

Появилась возможность оценить и сравнить положение Нижегородской области (НО) по социально-экономическим показателям в Приволжском федеральном округе и РФ. В ПФО включено всего 14 регионов. Занимаемые места в ПФО по экономическим показателям определяются по мере ухудшения зафиксированных данных регионов.

Изучив данные Росстата, прихожу к следующему выводу. В Нижегородской области текущий кризис отразился на производстве, торговле и уровне жизни населения сильнее, чем в среднем по ПФО и РФ. Снижение в секторе торговля оказалось большим, чем в среднем по РФ и ПФО. Цены на товары и услуги выросли сильнее, а рост ЗП оказался ниже, чем в среднем по регионам. Причина кроется в годами складывающемся (по моим оценкам, не позднее 2009 г.) дисбалансе социально-экономического развития области, бюджетной политике и работе институциональных органов власти.

Рассмотрим подробнее некоторые данные Росстата.

1. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО (Добывающие, обрабатывающие производства и энергетика)
В целом по стране за январь-август 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года объем производства сократился на 3,2%. По Приволжскому федеральному округу объем производства сократился на 2,8%. В Нижегородской области рост показателя составил 1,4%. В девяти регионах ПФО наблюдалось увеличение физического объема производства. В пяти территориях зафиксировано снижение показателя. По росту объема производства, НО занимает 6 место в ПФО.

2. ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ (в I полугодии 2015 года).
В январе-июне 2015 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 65,4% к среднегодовому значению предыдущего года. Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на воспроизводство основных средств. Под основными средствами подразумевают новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д.

В целом по стране в I полугодие 2015 года объем инвестиций в основной капитал сократился и составил 94.6% к аналогичному периоду 2014 года. В Приволжском федеральном округе данный показатель составил 96,1%.

В Нижегородской области объем инвестиций в основной капитал сократился сильнее, чем в среднем по РФ и ПФО. По данному показателю она занимает последнее место в ПФО. При этом в восьми регионах ПФО наблюдалось увеличение объема инвестиций в основной капитал по сравнению с 2014 г. Наибольший рост зафиксирован в Республике Мордовия (134,1%).

В целом по стране по данному показателю хуже дела обстоят только: в Краснодарском крае (60,2%) и Республике Хакасия (47,7%).

3. ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (за январь-август 2015 г. в процентах к январю-августу 2014 г.)
В Нижегородской области данный показатель составил 86,1%. Падение оборота оказалось существеннее, чем в среднем по РФ, где показатель составил (91,8%), и ниже чем в Приволжском федеральном округе (88%). Из 14 регионов Приволжского федерального округа Нижегородская область по данному показателю занимает 13 место. Места присваиваются по мере ухудшения показателя. Большее снижение оборота розничной торговли зафиксировано в Самарской области (81,5%).

Оборот розничной торговли за август 2015 г. в процентах к августу 2014 г. сократился в Нижегородской области и составил 85,3%.

В целом с начала 2015 года по НО можно констатировать падение оборота розничной торговли к соответствующим периодам предыдущего года. Исключением стал период - с апреля до июня. Дно пока не достигнуто. Пока обозначен только «новый уровень стабильности» потребления составляющий 83-86% от соответствующего периода предыдущего года.

В следующей публикации рассмотрим, что стало с денежными доходами населения и как изменились потребительские цены.

Нижегородцы, не ругайте Fitch! Он не со зла

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 11 сентября 2015 года подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента Нижегородской области в иностранной и национальной валюте на уровне "BB".(Спекулятивный класс; BB — Уровень кредитоспособности ниже достаточного). Прогноз по долгосрочным рейтингам - "негативный", говорится в пресс-релизе агентства.

"Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении показателей исполнения бюджета Нижегородской области. "Негативный" прогноз отражает растущий прямой риск (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) в сочетании с высоким давлением в плане рефинансирования и ухудшением операционных показателей", - отмечает агентство.

Ранее писал о финансирование дефицита областного бюджета и рефинансирование государственных долговых обязательств Нижегородской области. Ценники по обслуживанию государственных долговых обязательств Нижегородской области потихоньку продолжают переписывать:

- 15 мая прошли аукционы по определению исполнителя на право оказания Нижегородской области финансовых услуг в форме открытия возобновляемой кредитной линии. Всего прошло 6 аукционов на предоставление кредитов со стоимостью контрактов в 169,846 млн рублей (16.98% годовых) каждый с лимитом задолженности до 1 млрд рублей. Таким образом, Нижегородская область получила 6 млрд рублей и заплатит за пользование кредитом в течение года 1 млрд 19 млн 076 тысяч рублей!!!!

- 1 июня прошли аналогичные аукционы. Всего прошло 6 аукционов на предоставление кредитов со стоимостью контрактов в 169,806 млн рублей (16.98 % годовых) каждый с лимитом задолженности до 1 млрд рублей. Таким образом, Нижегородская область получила еще 6 млрд рублей и заплатит за пользование кредитом в течение года 1 млрд 18 млн 836 тысяч рублей!!!!

- 18 августа закончился сбор заявок на облигации Нижегородской области. Общий объем выпуска по номиналу составляет 12 млрд рублей. Срок обращения бумаг составит 1826 дней с даты начала размещения. Длительность 1-го купонного периода составляет 188 дней, остальных - 91 день. Ставка 1-го купона по облигациям Нижегородской области выпуска 34010 установлена по итогам сбора заявок на уровне 11,15% годовых, говорится в сообщении регионального Минфина.

Это только небольшая часть госдолга Нижегородской области, размер которого на 1 января 2015 года составлял 66,1 млрд рублей.

Про госдолг области важно и достаточно знать следующее. По данным на 01.08.15, плановые показатели консолидированного бюджета региона на 2015 год составляют: доходы - 151 млрд 74,68 млн рублей, расходы план - 174 млрд 447,90 млн, дефицит бюджета - 20 млрд 904,32 млн рублей. Если существующий бюджетный дефицит покрывать за счет заимствования, то к концу года госдолг области составит приблизительно 85 млрд рублей. Вырастут затраты и на обслуживание долга. Так, запланированная сегодня сумма на обслуживание долга в годовом назначении в размере 7 млрд 156,29 млн рублей, скорее всего, будет пересмотрена в сторону увеличения.

Приблизительно 70% бюджета регионов - это социальные расходы. Они защищены Указами Президента, законодательными актами РФ и наконец, Конституцией РФ. Исходя из логики управления финансовыми рисками, возникают вопросы:
- Правомочны ли регионы привлекать займы под защищенные статьи бюджета?
- Имели ли они право подвергать эти статьи дополнительному риску?
- Имели ли они право подвергать их дополнительной финансовой нагрузке в виде выплаты процентов по займам?

Данные риски могут возникать как в результате негативных экономических изменений, так и, как видим, изменении в законодательстве.

Сегодня, когда сокращают социальные расходы и миллиарды налогов нижегородцев направляют на обслуживание госдолга, вопрос законодательного ограничения кажется актуальным.
Группа вконтакте