Факты и решения для Бизнеса
22 ноя 2017 | 22:56
Факты
30-09-2016
Индивидуальные предприниматели (ИП) обычно выделяются банками в отдельную категорию заёмщиков, кредитование которой связано с определёнными особенностями.
30-09-2016
Наличие большого количества действующих кредитов и постоянно изменяющиеся в сторону либерализации условия кредитования привели к росту популярности такого банковского продукта как рефинансирование кредитов.
30-09-2016
В настоящее время почти все банки, предоставляющие ипотечные кредиты, готовы финансировать приобретение загородных домов, таунхаусов и коттеджей.
Анонсы
23-11-2016

2 декабря Закон.ру проведет бесплатный вебинар о взыскании упущенной выгоды и особенностях ее расчета. Спикерами выступят специалисты "Экспертной группы VETA": юридический советник Ильяс Янбаев и управляющий партнер Илья Жарский.

События
15-08-2016
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Социальное предпринимательство в России». Участники круглого стола обсудили состояние и перспективы социального предпринимательства в России.
21-07-2016
Круглый стол «Упущенная выгода: теория и практика взыскания» состоялся в Нижнем Новгороде. Мероприятие, которое проходило в «Феста кафе», собрало более 30 практикующих юристов и вызвало живой отклик среди участников.
12-07-2016
Усиление мер господдержки и сотрудничества с институтами развития поможет банковскому сектору активизировать кредитование и способствовать наметившемуся росту промышленного производства

Итоги первого полугодия на рынке коммерческой недвижимости Москвы

Основной вектор развития рынка коммерческой недвижимости в первом полугодии 2016 года совпал с ожиданиями экспертов, а большинство тенденций, начавшихся еще в 2015 году, продолжили укрепляться и развиваться в текущем.

За последние полгода существенных изменений на рынке коммерческой недвижимости Москвы не произошло, в целом все сегменты развивались под влиянием трендов, сформировавшихся еще в середине прошлого года. Спрос и предложение сохранялись на прежнем уровне, новых объектов практически не появлялось, инвестиционная активность была на низком уровне. Похоже, что падение, которое наблюдалось практически в течение всего 2015 года, замедлилось, рынок коммерческой недвижимости зафиксировался на данном уровне, в ожидании начала роста экономики и потребительской активности.

Сбывшиеся прогнозы:

- Рынок коммерческой недвижимости продолжает оставаться за арендатором, который сегодня имеет большой выбор разнообразных предложений как в торговом, так и в офисном сегментах. Объем пустующих помещений по-прежнему остается достаточно высоким, а скорость поглощения новых площадей низкой.

- Конкуренция за арендатора между собственниками офисных и торговых центров проходит в сервисной плоскости. Владельцы бизнес-центров развивают свои управляющие компании и стараются привлечь и удержать своего клиента за счет большого количества предоставляемых услуг и качественного сервиса. А собственники ТЦ прилагают усилия для создания стабильного и высокого трафика посетителей в своих объектах, тем самым «поддерживая» бизнес своих арендаторов. При этом также владельцы коммерческой недвижимости не отказываются и от проведения многочисленных стимулирующих акций, например, «первый месяц аренды в подарок» или «бесплатный переезд».

- Девелоперская и инвестиционная активность остается на низком уровне: большинство объектов, которые сегодня реализуются, были начаты еще до кризиса. Способствует этому в первую очередь дорогое и труднодоступное банковское финансирование, а также низкая скорость поглощения новых площадей рынком.

- Еще в начале прошлого года для того чтобы сохранить своих арендаторов, многие собственники бизнес-центров класса В и некоторые владельцы премиальных объектов начали переводить долларовые ставки в национальную валюту. И сегодня уже абсолютное большинство всех сделок, даже в А-классе, совершается в рублях.

Несбывшиеся прогнозы:

- В конце прошлого года прогнозировалось дальнейшее падение рынка офисной недвижимости и небольшое увеличение доли вакантных площадей по итогам 2016 года на 5-10%. Однако пока в действительности ситуация оказалась заметно лучше ожиданий. В премиальных объектах уровень вакансии остается на уровне конца 2015 года. Хотя в некоторых бизнес-центрах класса А с рублевыми ставками, где собственники предлагают арендаторам офисы небольших площадей, объем пустующих площадей незначительно сокращается. А вот в сегменте офисов В и В- наблюдается явно положительная динамика. Начиная с января объем сдаваемых в аренду помещений стал превышать площадь освобождающихся офисов. В итоге по результатам первого квартала 2016 года мы сдали на 12%, а по итогам полугодия на 14% площадей больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Подобная тенденция обусловлена тем, что сегодня многие компании-арендаторы уже смогли приспособиться к текущим экономическим реалиям, а также найти новые ниши для своего бизнеса. В итоге это дало им уверенность и перспективы для дальнейшего развития, в связи с чем они начали расширяться и переезжать в более просторные офисы - как правило, в рамках одного и того же БЦ. Свою лепту в сокращение уровня вакантных помещений внесла и относительная стабилизация цен: с конца 2015 года ставки в большинстве БЦ практически не менялись.

- Также пока не сбылся полностью прогноз относительно полного перехода рынка торговой недвижимости с фиксированных платежей на процент с оборота или смешанную ставку. Несмотря на то, что сегодня уже многие ритейлеры работают на подобных условиях, говорить об окончательном отказе от фиксированных ставок пока рано.

Таким образом, итоги первого полугодия 2016 года в офисном и торговом сегменте недвижимости Москвы во многом оказались предсказуемы. И, учитывая текущее состояние экономики нашей страны, а также конъюнктуру рынка коммерческой недвижимости в целом можно ожидать сохранение основных трендов и на вторую половину года. Естественно при условии отсутствия серьезных экономических и политических потрясений.

Транспортная доступность увеличит посещаемость близлежащих торговых центров

Осенью 2016 года власти столицы планируют запуск нового транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Открытая», который свяжет платформу МКЖД «Открытое шоссе» с ближайшей станцией метро «Бульвар Рокоссовского». В перспективе это увеличит посещаемость близлежащих торговых центров, и как следствие будет способствовать повышению арендных ставок.

Новый ТПУ «Открытая» расположен на востоке Москвы в районе Богородское на улице Открытое шоссе д.9, между строениями 1 и 14А. Объект станет связующим звеном для пассажиров МКЖД, наземного транспорта и столичной «подземки». Согласно данным из открытых источников уже к 2017 году предполагаемый пассажиропоток на данном ТПУ в часы пик может составить примерно 3500, а к 2025 году 7400 человек. Открытие нового объекта в целом поможет существенно улучшить транспортную ситуацию в Богородском и сделает его более доступным для жителей других районов, которые вместо поездок через центральные станции метро станут делать пересадки через ТПУ.

В первую очередь от открытия нового транспортного узла «выиграют» торговые центры, расположенные в шаговой доступности. За счет высокого трафика пассажиров, следующих через данный ТПУ, безусловно, увеличиться и посещаемость близлежащих к нему ТЦ. К примеру, мы до конца года ожидаем повышения трафика в нашем торгово-офисном центре «Подсолнухи» примерно на 25%. На сегодняшний день в непосредственной близости от строящегося транспортного объекта находится несколько крупных районных ТЦ.

Увеличение посещаемости данных ТЦ, во-первых, поспособствует росту оборотов представленных там ритейлеров, что даст им новые возможности для дальнейшего развития и расширения собственного бизнеса. Во-вторых, привлечет новых арендаторов, в том числе и многих из тех, кто раньше даже не рассматривал данные ТЦ из-за недостаточно стабильного и высокого трафика. Все это в ближайшей перспективе может привести к существенному снижению вакансии в ТЦ и росту ставок. Пока что мы не повышали цены на аренду площадей в нашем ТЦ «Подсолнухи». Однако в дальнейшем с ростом трафика ставки, скорее всего, будут постепенно увеличиваться.

Увеличение "нарезки" офисов повысило спрос на аренду на 68%

В условиях снизившегося спроса на коммерческую недвижимость и большого объема пустующих офисов, собственники бизнес-центров предпринимают различные меры для сохранения своих арендаторов и привлечения новых клиентов. И один из наиболее эффективных - заполнить вакантные площади, то есть разделить их на небольшие помещения. Благодаря «нарезке» больших офисов на компактные комнаты, , ГК «ЭКООФИС» удалось увеличить количество сделок в 1 кв. 2016 года почти на 68% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.

В первой половине прошлого года на рынке офисной недвижимости наблюдалась массовая ротация арендаторов. В связи с ухудшившейся экономической ситуацией, падением спроса на большинство товаров и услуг, а также резким обвалом курса рубля многим компаниям пришлось оптимизировать свой бюджет и сокращать штат. Все это привело к тому, что арендаторы начали переезжать в более дешевые и компактные офисы. И больше всего от данной ротации пострадали премиальные объекты, где в основном предлагаются большие площади. Как правило, компании переезжали в БЦ класса В, В- и даже объекты качественного С класса, которые зачастую представляют собой реконструированные здания с небольшими помещениями и кабинетной планировкой, где они могут занять отдельные комнаты.

При этом также многие собственники БЦ в условиях изменившейся конъюнктуры рынка начали менять планировку своих офисов и вместо больших и «дорогих» площадей предлагать компактные и более доступные по цене площади. Конечно, мы учли пожелания наших потенциальных клиентов и установили межкомнатные перегородки в свободных блоках площадью от 150 кв.м, разбив их на несколько офисов метражом от 20 до 80 кв.м. В итоге количество помещений выросло примерно втрое, но большинство из них сразу, же нашли своего арендатора. При этом, по количеству сделок результаты первого квартала 2016 года превзошли показатели аналогичного периода в прошлом году на 68%.

Аналогичные действия совершали и многие другие собственники БЦ, если позволял конструктив здания. Это позволило им с минимальными временными и финансовыми затратами заполнить большую часть своих пустующих площадей. На сегодняшний день, около 95% спроса в сегменте офисов среднего ценового сегмента приходится на помещения площадью до 150 кв.м. При этом наиболее востребованными остаются небольшие комнаты метражом от 10 до 20 кв.м, на долю которых приходится 30,5% обращений. В принципе, если говорить о бизнес-центрах класса В и В-, то интерес к небольшим офисам был всегда достаточно высокий, а текущий кризис лишь усилил его.

Спрос на офисы стал смещаться в сторону более просторных помещений

Ротация арендаторов в более маленькие по площади офисы, которая была характерна практически для всей первой половины 2015 года, сегодня начинает повторяться с «точностью до наоборот». В первые месяцы 2016 года спрос в сегменте офисов класса В и В-, расположенных в пределах МКАД, стал смещаться в сторону более просторных офисов. Неизменной остается лишь ситуация с самыми компактными комнатами от 10 до 20 кв.м, которые до сих пор остаются наиболее востребованными, а также офисами от 600 кв.м, интерес к которым сегодня минимальный.

По итогам первого квартала 2016 года количество обращений от потенциальных арендаторов, интересующихся офисами класса B и B-, снизилось на 15,1% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. При этом количество сданных площадей, наоборот, выросло на 12%. Большинство звонков от потенциальных клиентов сегодня «целевые». Арендаторы звонят для того, чтобы снять конкретную, наиболее подходящую себе площадь. В то же время год назад на офисном рынке была массовая ротация и поэтому многие просто регулярно мониторили рынок, обзванивая десятки объектов, в поисках выгодных или «акционных» предложений.

Из общего числа обращений в 1 кв. 2016 года 95% запросов пришлось на помещения площадью до 150 кв.м. Самыми востребованными лотами по-прежнему остаются комнаты небольшого метража от 10 до 20 кв.м, на них приходится 30,5% спроса. По сравнению с 1 кв. 2015 года данный показатель вырос на 1,3%. Прежним осталось количество запросов и на помещения площадью от 20 до 30 кв.м, ими сегодня интересуются около 15,1% арендаторов, что всего на 1,1% меньше, чем годом ранее.

66c27a700914547f21c2bc733466ae9b.png

Существенные изменения в структуре спроса наблюдаются на офисы средних площадей. Востребованность помещений площадью от 30 до 50 кв.м, по итогам 1 кв. 2016 года снизилась на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. А спрос на офисы площадью от 50 до 80 кв.м, наоборот, вырос на 9%. Данная статистика является еще одним подтверждением тенденции, о которой мы говорили вначале весны. С начала кризиса многие компании уже успели адаптироваться к текущим реалиям рынка, перестроить работу своего бизнеса с учетом низкого спроса и найти более востребованные направления для деятельности. Таким образом, те, у кого сегодня появились реальные перспективы для дальнейшего развития и расширения, готовы стабильно выделять более солидные бюджеты на аренду офиса.

Небольшое увеличение спроса, на 2,7% по сравнению с 1 кв. 2015 года, также наблюдается и на помещения площадью от 100 до 150 кв.м, в большей степени за счет ротации арендаторов занимавших офисы от 400 кв.м.
Группа вконтакте