Факты и решения для Бизнеса
20 авг 2017 | 20:19
Факты
30-09-2016
Индивидуальные предприниматели (ИП) обычно выделяются банками в отдельную категорию заёмщиков, кредитование которой связано с определёнными особенностями.
30-09-2016
Наличие большого количества действующих кредитов и постоянно изменяющиеся в сторону либерализации условия кредитования привели к росту популярности такого банковского продукта как рефинансирование кредитов.
30-09-2016
В настоящее время почти все банки, предоставляющие ипотечные кредиты, готовы финансировать приобретение загородных домов, таунхаусов и коттеджей.
Анонсы
23-11-2016

2 декабря Закон.ру проведет бесплатный вебинар о взыскании упущенной выгоды и особенностях ее расчета. Спикерами выступят специалисты "Экспертной группы VETA": юридический советник Ильяс Янбаев и управляющий партнер Илья Жарский.

События
15-08-2016
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Социальное предпринимательство в России». Участники круглого стола обсудили состояние и перспективы социального предпринимательства в России.
21-07-2016
Круглый стол «Упущенная выгода: теория и практика взыскания» состоялся в Нижнем Новгороде. Мероприятие, которое проходило в «Феста кафе», собрало более 30 практикующих юристов и вызвало живой отклик среди участников.
12-07-2016
Усиление мер господдержки и сотрудничества с институтами развития поможет банковскому сектору активизировать кредитование и способствовать наметившемуся росту промышленного производства

Когда торговать выгодно

Ситуация на рынке торговой недвижимости свидетельствует о том, что у нижегородских представителей малого и среднего бизнеса востребованы площади в торговых центрах. Более подробно об этом в своем интервью рассказала директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна РОМАНЧЕВА.

– Татьяна Ивановна, наш город не обделен торговыми центрами, а в планах стоит строительство еще нескольких объектов. Насколько Нижний Новгород насыщен торговыми площадями, нужны ли нам еще ТЦ?
– Нижний Новгород по обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей является одним из лидеров в ПФО. За последние пять лет самый большой объем ввода наблюдался в 2012 году, когда, по данным администрации Нижнего Новгорода, было открыто 107 магазинов торговой площадью 155,3 тыс. кв. метров. В 2013-м – уже 95 магазинов на 54,8 тыс. кв. метров. Так в прошлом году были открыты ТРЦ «Индиго Life», торговые центры «Куб», «Март», «Фестиваль» и «Водный мир». Лидерами по количеству торговых центров являются Канавинский и Нижегородский районы (см. график распределения количества торговых центров по районам города). При этом в Нижнем Новгороде еще мало специализированных торговых центров (Specialty centres). Таковым, например, может быть назван районный ТЦ, который вместо супермаркета имеет группу специализированных продуктовых магазинов - гастроном, мясной магазин, овощи/фрукты и винный отдел. Или ТЦ, где якорем является крупный фитнес-центр, с такими магазинами как спорттовары, товары для здорового образа жизни, туризма и отдыха. Возможно, ТЦ для определенной целевой группы, например, для подростков или молодежи, и т.д.
Еще одно из событий прошлого года, которое стоит отметить, - это начало реконцепции торгового центра «Шоколад», в котором из-за высокого уровня конкуренции перестали работать сначала «Шоколандия», затем многозальный кинотеатр «Каро-фильм». Здание специализированное, построенное для размещения торговых площадей, его трудно переделать под иное функциональное назначение. Изменение зоны развлечений в соответствии с современными тенденциями – это один из возможных вариантов новой концепции. При этом экономическая целесообразность должна быть рассчитана до принятия решения об изменениях.


– От чего зависит конкурентоспособность торгового центра, что делает его привлекательным в глазах покупателей?
– Большое влияние на успешное развитие торгового центра оказывает эффективное управление. Профессиональная управляющая компания должна не только следить за бесперебойностью работы инженерных систем и своевременным внесением арендаторами платы за занимаемые площади, но и заниматься мониторингом рынка ТЦ Нижнего Новгорода, сбором информации о новых отечественных и мировых тенденциях развития торговой недвижимости. Такой подход к управлению позволяет своевременно полностью или частично изменить его концепцию и усилить позиции ТЦ в конкурентной среде.
Для привлекательности крупных торговых центров большое значение имеют пул арендаторов и наличие зон развлечений для посетителей. Крупные или «якорные» арендаторы – это, как правило, сетевые федеральные операторы торговли, которые не только занимают большие торговые площади (от 500 кв. м), но и являют собой известные международные и отечественные бренды. К развлечениям в ТЦ относятся многозальные кинотеатры, детские игровые центры, боулинг, каток, заведения общественного питания. В ряде ТЦ размещены фитнес-клубы. Хотя, например, согласно исследованиям, проведенным в десяти странах Европы, посетители ТЦ бывают в фитнес-клубе чаще, чем в кинотеатре или боулинге, но при этом, лишь 7% из них готовы комбинировать занятия спортом с походом за покупками (совмещать ресторан и шопинг готовы 40% европейцев). Из перспективных тенденций в сфере развлечений в торговых центрах следует отметить новый формат организации детского досуга, когда игровая детская зона совмещается с кафе для родителей; установка детских «парковых» аттракционов рядом с супермаркетами детских товаров («Карусель» на Комсомольской площади).

– Насколько Нижний Новгород является привлекательным для таких крупных торговых операторов?
– Интересен тот факт, что по итогам 2012 года по привлекательности для торговых операторов Москва стала третьим городом Европы после Лондона и Парижа. Что касается региональных городов, то их привлекательность зависит от следующих факторов: численность экономически активного населения; размер среднедушевого дохода населения и величина прожиточного минимума на одного человека в месяц, оборот розничной торговли на душу населения в год. Упрощенно – численность населения города в целом и средняя заработная плата жителей. Торговые операторы 4-5 лет назад рассматривали только города с населением более миллиона жителей, сейчас – с населением 300-500 тыс. чел. В ПФО города с населением больше миллиона – это Н. Новгород, Казань, Самара, Уфа и Пермь. По обеспеченности торговыми площадями только Самара опережает Н. Новгород, однако в Перми и Уфе средняя заработная выше, чем в нашем городе. Поэтому потенциал развития торговли и привлекательность для сетевых операторов выше у Перми, Казани и Уфы, чем у столицы ПФО. Тем не менее, операторы проявляют стабильный интерес к размещению торговых площадей в Нижнем Новгороде. Но, возможности для их размещения (например, в формате гипермаркета) существуют не всегда - из-за сложностей подбора земельных участков в черте города, соответствующих достаточно жестким требованиям торговых сетей.

– Насколько доступна сейчас мелким и средним предпринимателям аренда площадей в нижегородских торговых центрах?
– Представители малого и среднего бизнеса обычно занимают небольшие магазины в ТЦ, договор аренды которых, как правило, заключают сроком на год. В этом случае стоимость зависит от многих факторов, например: какова площадь, какой будет представлен бренд, где будет располагаться магазин (этаж, размещение по отношению к лифтам, эскалаторам, лестницам и т. д.). Цена также зависит от местоположения и формата ТЦ. В общем и среднем за последний квартал арендные ставки в ТЦ в верхней части города снизились на 1,3%, в нижней – выросли на 17,5%, итого по городу рост составил 9,4%. Непосредственно за год ставки выросли в Нагорной части на 29,4%, в Заречной – на 9,3%, в общем в городе – на 16,4%. Как можно прокомментировать эти цифры? Абсолютные значения в данном случае не показательны, так как при мониторинге рынка торговых центров эти цены соответствуют стоимости аренды пустующих торговых площадей для мелких арендаторов. А вот динамика говорит о многом. Такое годовое изменение цены – показатель высокой востребованности помещений в торговых галереях ТЦ.
– Для малого и среднего бизнеса также интересна организация магазинов формата «у дома», хотя сегодня этот вид деятельности почти не развивается….
– Да, есть мнение, что это умирающий формат, но оно ошибочное. Думаю, что у него, как в настоящее время, так и в будущем будут прослеживаться интересные тенденции развития. Магазины «у дома» сегодня востребованы, в первую очередь, крупными операторами торговли продовольственными товарами. Например, гипермаркет «ОКей» предполагает развитие сети «ОКей-экспресс». Также этот формат востребован и для точки продаж производителей продуктов питания. Эту тенденцию подтверждает опыт развития современной торговли в европейских городах. Зарубежные магазины «у дома» связаны с продажей экологически чистых продуктов, которые, кстати, рассчитаны несколько на иную целевую группу, чем продукты в супер- и гипермаркетах. Второе направление развития этого формата – «магазины для ленивых» – продажа готовой еды и полуфабрикатов.

– Какие изменения в сфере торговой недвижимости можно ожидать в ближайшее время?
– Полагаю, что будет происходить частичная реконцепция существующих торговых центров, а в некоторых случаях и полная. Это, безусловно, потребует нового уровня профессиональных навыков управляющих компаний ТЦ и привлечения квалифицированных консультантов. Вторая тенденция – новое развитие магазинов формата «у дома». Третье - ожидаемое повышения налогов на недвижимое имущество для владельцев торговых центров, и, соответственно, - вполне вероятное повышение арендных ставок.


Прочитано 1426 раз(а)

Группа вконтакте