Факты и решения для Бизнеса
21 окт 2017 | 00:24
Факты
30-09-2016
Индивидуальные предприниматели (ИП) обычно выделяются банками в отдельную категорию заёмщиков, кредитование которой связано с определёнными особенностями.
30-09-2016
Наличие большого количества действующих кредитов и постоянно изменяющиеся в сторону либерализации условия кредитования привели к росту популярности такого банковского продукта как рефинансирование кредитов.
30-09-2016
В настоящее время почти все банки, предоставляющие ипотечные кредиты, готовы финансировать приобретение загородных домов, таунхаусов и коттеджей.
Анонсы
23-11-2016

2 декабря Закон.ру проведет бесплатный вебинар о взыскании упущенной выгоды и особенностях ее расчета. Спикерами выступят специалисты "Экспертной группы VETA": юридический советник Ильяс Янбаев и управляющий партнер Илья Жарский.

События
15-08-2016
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Социальное предпринимательство в России». Участники круглого стола обсудили состояние и перспективы социального предпринимательства в России.
21-07-2016
Круглый стол «Упущенная выгода: теория и практика взыскания» состоялся в Нижнем Новгороде. Мероприятие, которое проходило в «Феста кафе», собрало более 30 практикующих юристов и вызвало живой отклик среди участников.
12-07-2016
Усиление мер господдержки и сотрудничества с институтами развития поможет банковскому сектору активизировать кредитование и способствовать наметившемуся росту промышленного производства

Мифы управленческой отчетности

Владимир Кожухарь
бизнес-тренер

Перефразируя известный лозунг, скажу: «Управленческая отчетность решает все!» А именно:

- управленческая отчетность позволяет сделать выводы об итогах рабочего дня, недели, месяца, квартала и года, когда других данных еще нет, и не будет.

- управленческая отчетность позволяет заглянуть на год, два, три вперед и оценить риски и возможности предприятия, приняв на основе осознанных рисков и возможностей взвешенные решения.

- управленческая отчетность принимается банками для решения о выдаче кредита.

- управленческая отчетность определяет отношения между собственниками бизнеса, если их больше чем один.

- управленческая отчетность - это с чего начинает и заканчивает руководитель свой рабочий день.

 

Если вы согласны с вышесказанным, то дальше можете не читать. Если нет, то, скорее всего, вы находитесь во власти одного из мифов об управленческой отчетности.

 

Три мифа управленческой отчетности, о которых стоит говорить:

1. Управленческая отчетность - это то, что готовит бухгалтерия и, в общем «идите вы… в бухгалтерию!»

2. Управленческая отчетность - это модная «примочка», которая не требуется брутальным мужчинам.

3. Управленческая отчетность - это сложно, дебет-кредит, сальдо-бульдо прочее бла-бла-ла.

 

Мифотворчество - это то, что происходит, как правило, легко и непринужденно. Поэтому на самом деле мифов много и, наверное, по управленческому учету их гораздо больше. Но главных, которые встречаются регулярно, - три.

 

Причины их возникновения объяснимы. Миф появляется при отсутствии точного знания и служит для объяснения непознанного.

 

Причина отсутствия знания проста. Большинство из тех, кто сегодня управляет экономикой и финансами предприятий родились и выросли еще в XX веке. А так сложилось, что на территории России в ХХ веке официально не было секса и экономики. Мы, можно сказать, были невинны, в отношениях и того, и другого.

 

Нет, конечно, те, кто имел детей, знали, отчего они появляются. Но вот отчего отсутствует в магазине колбаса, гречневая крупа, сахар и соль, было загадкой. Товарооборот, себестоимость, прибыль - это были слова из параллельного мира. Из мира социалистической экономики, которая никоим образом не имела отношения к простому смертному человеку.

 

И когда нас в конце ХХ века начали спешно переучивать на новый лад, то прививалось новое знание очень трудно.

 

Именно тогда была заложена основа первого мифа.

 

МИФ №1. Управленческая отчетность, как и бухгалтерская, и налоговая, готовится в бухгалтерии.

 

Этим решением руководители предприятий на головы бухгалтеров сбросили бомбу.

 

Не смотря на то, что хозяйственные операции, на основании которых формируется учет и отчетность, одни и те же, их отражение в учете принципиально различно.

 

Не погрешу против истины, если скажу, что многие предприятия, начав в 1990-е годы вести учет и формировать отчетность для налоговой инспекции, позже добавив к ней и налоговую отчетность, делают это таким образом, что это все отражаемое в отчетности очень слабо связано с самим предприятием. То есть предприятие отдельно, отчетность отдельно. И сформировать при таком раскладе справедливый управленческий отчет, где все было бы как на ладони (для себя ведь, не для дяди) – нереально.

 

Или вы имеете «прозрачную» бухгалтерскую и налоговую отчетность и готовы открыть двери и показать, что и где лежит, что и сколько стоит, или забудьте про сформированную для вас управленческую отчетность по данным бухгалтерского учета.

 

Если у вас не все абсолютно совпадает в части трактовки управленческого и налогового смыслов, и вам не безразлично психическое здоровье вашего главного бухгалтера, передайте ответственность за формирование управленческой отчетности другому человеку. По традициям последних 20 лет этого человека называют финансовый директор. И он отвечает не только за отчетность, но и за финансы предприятия. То есть за его платежеспособность.

 

МИФ №2. Управленческая отчетность - это дань моде, а брутальным мужчинам это не обязательно (мода их не трогает)

 

Появление этого мифа связано с тем, что знания стали модным товаром. Модно учиться, модно иметь много дипломов и сертификатов. Модно выглядеть умным. Но!

 

Вследствие этого появились две крайности, ни одна из которых не подтверждает необходимости в создании и ведении управленческой отчетности:

Крайность 1: большинство школьных отличников, как известно, работает на школьных двоечников и троечников. Вопрос бывшего двоечника: "Если я такой умный уже наладил свой небольшой бизнес, не имея образования, зачем мне сейчас оно (образование) и его последствия в виде учета и отчетности?"

Крайность 2: синдром отличника: "У меня уже есть три диплома и 30 сертификатов, тренируюсь читать мысли и видеть сквозь стены. Что еще мне может дать управленческая отчетность?"

 

Разрушение мифа происходит просто: средний человек эффективно управляет шестью изменяющимися величинами, находящимися в поле его зрения. Если объекты не могут быть охвачены одним взглядом, то требуется выстроить информацию о состоянии этих объектов таким образом, чтобы они охватывались вашим взглядом – это и будет управленческий отчет.

 

ПРИМЕР. Шесть торговых витрин, выстроенных в ряд, могут управляться без составления письменного или электронного отчета по каждой. А те же шесть витрин, расставленных в разных местах, потребуют формирования сводного отчета, для управления показателями по каждой в отдельности.

 

МИФ №3. Управленческая отчетность - это сложно, дебет-кредит, сальдо-бульдо прочее бла-бла-ла

Есть замечательная по своей сути мысль: если человек не может объяснить свою задачу ученику младших классов школы, он не сумеет ее решить сам.

 

Препятствий, которые делают простое сложным два:

1. Наукообразность. Использование слов, имеющих неясный смысл для слушателя. Как правило, все наукообразные слова могут быть заменены на русскоязычные, понятные, имеющие исторические корни и регулярно использующиеся в речи. Встреча непонятного слова в предложении мешает понять его смысл в целом.

2. Разница типов восприятия. Есть четыре типа: визуал, аудиал, кинестетик, дискрет. Говоря по-русски: зрительно воспринимающий, воспринимающий на слух, воспринимающий чувствами (касаниями, эмоциями), воспринимающий цифры и логику. Взаимопонимание между людьми с разными типами восприятия страдает.

 

Если цель управленческой отчетности и средства ее достижения кажутся вам сложными, то, возможно, вы разговаривали не с теми людьми. Не пеняйте на себя, ищите тех, кто сможет на доступном для вас языке, в понятной форме изложить важное.


Прочитано 552 раз(а)

Группа вконтакте